инфо словарь музыка бибоинг граффити экстрим стиль статьи фото пиплы ссылки чат конфа главная

Hiphop articles
Xtreme articles
Bboying articles
Graffity articles
Party articles
Other articles
Fresh

Хип-хоп в России

Ситуация на 98 год


Основная проблема хип-хоп культуры в России - это отсутствие информации. За бешеные деньги вы можете в паре мест в Москве купить западные журналы The Source, Radikal, BackSpin, Lodown. Практически бесплатно, но с большим трудом раздобыть 20-страничный "Hip-Hop Info", самиздатовский "RAPпресс" или разыскать в Интернете страничку... Однако новости в основном передаются устно, а до окраин и вовсе не долетают.

Самой большой хип-хоп тусовкой в этом году можно назвать Adidas Streetball Challenge, проходивший в 25 городах России. В финале на Манежной бесплатно выступали рэп-группы Big Black Boots, Необходимые Вещи, Убитые Рэпом, Дерево Жизни, ДА-108, ДЭЦО, Дельфин, СТДК, Bad Balance, би-бои Jam Style Crew и Da Boogie Crew, и мегазвезды рэпа RUN-DMC и Coolio. Около 40000 "широкоштанных поклонников" неистовствовали под дождем под гангста рэп и играли в баскетбол. Кроме ребят из тусовок Flash Guys и White Smokie, на площади было много би-боев, граффитчиков и просто любопытной молодежи. Мы абсолютно уверены, что хип-хоп в России снова в моде.

Батька батек
Влад Валов, продюсер рэп-группы Bad Balance и один из организаторов концертов Adidas Streetball Challenge на Манежной площади в Москве

- Я максимально проталкиваю отечественный хип-хап (Влад говорит именно так: "хип-хап"), чтобы он был эксклюзивен, интересен, профессионален. Работаю только с теми командами, которые профессиональны. С теми людьми, которые занимаются этим больше 10-15 лет. И журнал "Хип-хап инфо" - это наше подразделение, которое проталкивает профессиональный хип-хап. И мы показываем, что это было, есть и будет. Я ведь бывший танцор и граффитчик, я всем занимался и знаю все корни, и знаю professional.

- Как ты думаешь сколько группировок подобных Moby Crew, UMC и т. п. сейчас в Москве?

- Это группировки? Это fucking shit, даже не слушай об этом. Все эти люди - это смешные люди, которые хотят свою сказку придумать. Я не признаю никакие группировки, я признаю только профессионалов на самом деле.

- Кого ты считаешь профессионалами среди би-боев?

- Jam Style Crew - номер один. Это питерская команда, они лучшие, это тебе скажет любой танцор. Человек чуть ли в книгу рекордов Гиннеса не попал - сто оборотов без рук крутит, на всех фестивалях европейских они занимают призовые места. Мне нравится очень Street Jazz, они танцуют в Титанике. Da Boogie Crew я очень хорошо знаю. Но там только Топор - мой ровесник, два других парня молодые. Когда я с ними был в Германии, я увидел, пока это не тот уровень, о котором можно говорить. Очень много команд развалилось, потому что танец не приносил никакого дохода. О B.People я не буду говорить ничего - потому что это несерьезно. Сегодня танцуют, потом бухают полгода, потом опять потанцевали. Или Театр Кваса - они ушли из хип-хапа.

- Существуют ли танцевальные студии?

- Не знаю. В Питере существуют. И здесь B.Peоple что-то имеют, кто-то как-то тренирует. Когда-то центр хип-хоп культуры этим занимался на Парке Культуры, пока не закрыли.

- Тебе не интересно, что делают молодые?

- Что могут тебе сказать Moby Crew? Это люди, которые рисуют 2-3 года! Понимаешь, Баскет из Питера рисует 15 лет. Крыс из Риги рисует с 84 года. Люди, которых я приглашаю из Голландии на конкурс Граффити 2000, тот же Лиджерун, который разработал лого Bad Balance, чемпион Европы 95-96 года. Это уровень. Или из Германии очень интересные девчонки приедут. Я даже пригласил в финал конкурса граффитчиков из Харькова и Киева - они намного слабее, они на уровне Moby Crew, но я их позвал для многонационального колорита.

- Есть ли в России хип-хоп клубы?

- Да, в Харькове есть, самая прикольная молодежь на Украине - там правильно хип-хоп понимают, в Питере "Балтийские кланы" устраивают вечеринки и фестивали в пафосном клубе "Кандимэн". Фукс, бывший брейкер. Вообще сейчас двигают весь хип-хап брейкеры, которые начали в 80-е годы, средний возраст - 27 лет. Новичков - считанные единицы - будь то ди-джеи, будь то рэп-группы. Нет такого, что это движется теми ребятками, которые 2-3 года назад что-то сделали. Молодые всегда борзо вступают, делают что-то, но опыта не хватает. А когда натыкаются на камни - все это быстро гасится. А старые, которые уже что-то значат, они могут доделать до конца. Деньги уже не помеха в этом возрасте, если кто-то что-то хочет сделать.

- А как обстоят дела с хип-хоп ди-джеями?

- Ты знаешь, мы проводили фестиваль GrandMaster DJ. Собрали всех лучших ди-джеев, которые стрит-бит играют. Мы, наверно, немного опережаем свое время, мы проводили этот фестиваль в 1994 году, на нас смотрели как на сумасшедших: дайте умпс-умпс-умпс! В прошлом году тоже сложно было, а в этом народ начинает втыкать, в следующем году будет пик. В Питере самые сильные ди-джеи на сегодняшний день: LA, Тоник, 108, Лавский, Кефир, Примат. Это номер 1 сейчас ди-джеи в России. Грува можно рядом поставить, хотя он высоко поднялся, но он начинал с хип-хопа и он молодец. Московский перспективный DJ Топор из Da Boogie Crew, в будущем что-то сделает, я уверен. Из перспективных еще Laid Jack и Дэн. Все остальное - это пафос. Мне совершенно по фигу, какое мнение людей обо мне складывается, но я всегда говорю: этот человек - professional, а этот - нет.

- Изменилась ли хип-хоп мода в России?

- Люди сейчас одеваются достаточно хорошо по сравнению с 80-ми. В 80-х у считанных людей в городе были высокие кроссовки Nike, или Reebok, или New Balance. У кого был New Balance - это вообще! Можно было запросто поменять на Москвич. Серьезно. И тогда, если у тебя не было высокого тапка, ты не мог брейкданс танцевать. Ты вообще никто был. Сейчас все можно купить. Есть люди, которые все время гоняются за модой - сегодня моден брейкбит всевозможный, будь то хип-хоп или рэп, они раз сюда, а здесь совсем другая культура, нужно полностью ломать рамки. Тот же Фонарь, если сейчас начнет играть хороший брейкбит, я никогда не поверю, что он хороший ди-джей. Ему очень долго придется перестраиваться, если он захочет. Захочет ли он этого? Когда молодой парень 2-3 года порисовал или потанцевал, я не верю ему, потому что он еще не получил одобрения у тех, кто этим занимается 15 лет. Именно эти люди формируют мнение о каждом исполнителе, о каждой группе. Дальше этот человек может завоевать авторитет у аудитории. Вся хип-хоп культура живет по одному принципу: сначала тебя должны крутые принять, потом ты заряжаешь аудиторию своей энергетикой, свои стилем, а потом аудитория заставляет СМИ тебя продвигать. Весь другой шоубизнес по другому строится. В хип-хопе невозможно сделать группу, которую вся семья примет только потому, что они кое-как умеют читать рэп и их тысячу раз показали по ТВ. Да, массы конечно поверят, но для хип-хоп комьюнити это не будет означать, что этот человек чего-то добился.

- Почему здесь нет черных рэпперов?

- Почему? Есть "Братья Наличные". Хип-хоп тем и берет, что он многонациональный. Это микс.

- Ведь здесь же рэп белый и какой-то весь интеллигентный.

- Поэтому и сложно здесь хип-хоп продвигать. Если бы у нас было многонациональное общество, эта культура здесь процентов на 30-40 поднялась бы наверх. Музыканты и танцоры бы не бедствовали, у всех были бы какие-то заработки. У нас все с опозданием лет на 5. Сейчас в Европе вообще бум - ничего кроме хип-хопа. Рано или поздно надоест и нашей молодежи то, чем ее кормят. И что-то новое будет нарасхват. Продюсеры начнут бегать, журналы резко начнут писать искать кого-то или создавать сами какую-то чушь. Знаешь, Зосимов уже создал группу "Тет-а-тет" для заработка. Это фальшивка и люди этому не верят, просто смазливых мальчиков набрали. А в Нью-Йорке противоположность полная - чем ты страшнее, тем ты реальнее. Real nigga - с большими цепями, с фиксами с изумрудами как минимум, с хорошей машиной Lexus, с часами Rolex, золотыми желательно, и две девчонки вот с такими грудями в машине той обязательно. Вот это чистый gangsta rap, который, правда, к хип-хопу имеет посредственное отношение. Здесь такое невозможно. Просто перед этим было много всего у них, а у нас эта культура только в зачаточном состоянии. И опять же многонациональность.

- Ты не думаешь, что 90 процентов русских в глубине души расисты?

- Значит нужно взять у этой культуры только манеру преподнесения музыки, и не придавать этому национальную окраску. Рэп - это целая необузданная поляна. Это новая поэзия. Если наши новые поэты просекут, что можно класть свой текст на ритм, распоряжаться этим словом, то это будет нечто! Просто не воткнулись еще люди. И можно так это сделать, что примут все русские.

RLE Banner Network

Арбатская группировка
Школа брейкданса B.People
- Вообще мы танцуем впятером на Арбате у ресторана "Сан Марко". Приходим часиков в восемь, вытаскиваем оргалит, бросаем шапку и собираем публику. На Арбате танцуют давно - и до нас там люди танцевали: Дэн, Дельфин, Нуждин, Колючий. Очень много народу, которые сейчас это бросили, но в 80-ые подняли эту волну.

- А деньги на Арбате отнимают?

- Не буду говорить. Скажу, что отнимают, вообще прогонят. Скажешь, что не отнимают - отнимать начнут. Зачем нам проблемы? И так менты спрашивают "разрешение на танцы". Ты когда-нибудь слышала о таком?

- Бывают курьезы?

- На Арбате постоянно смешные истории. Иногда выходят люди из толпы и танцуют, сделают гусеницу на полу, две подсечки. У всех по-разному душа поет: кто-то отожмется раз 50. Девушки иногда выскакивают пьяные и показывают бесплатный стриптиз. Колготки с мотней - хит сезона - говорят о состоянии стриптизерш. Очень популярно, как стемнеет, люди расслабляются, необязательно напиваются, просто чувствуют себя раскованней. То восточные единоборства нам показывают. Один раз солидный мужик с сотовым на одной руке постоял и перевернулся - оказался бывший гимнаст. Раз пришла Агузарова, давай плясать. Приходит постоянно мужичок, говорит, что хочет научиться. Куда приходить не спрашивает, важен сам процесс.

- И где в Москве можно научиться?

- У нас есть школа в ДК Ильича, такой запущенный танцзал советских времен. Занимается в среднем человек 50, наполовину мальчишек - наполовину девчонок. Многие приходят, думают, что это просто, мол, похожу месячишко и стану крутым би-боем. А на самом деле обламываются - это не идет, там ушибся, никогда сразу ничего не получается. Надо терпеливо тренироваться. Есть и те, кто научившись чему-нибудь, идут сами учить, организовывают свои команды. Нормально. Была еще в 92-94 году такая организация Starteenager, когда был популярен MC Hammer и все дела, тоже вроде школы танцев. New school, который Hammer популяризировал, как направление по большому счету так и не развилось. Там были только групповые танцы - типа фоновых подтанцовок. У нас ведь любят массово, чтобы строем, все дела. А настоящий брейкданс - он очень индивидуальный. Не обязательно танец в одиночку, но в нем должна быть хореография, а не просто заученные движения. Танец - это выражение человека. Брейкданс как таковой - это отдельно сформировавшийся уличный танец, его нельзя отнести ни к какой танцевальной школе. Считается, что есть стили: new school, vogue, techno. Но сам брейкданс все время развивается и сейчас он очень усложненный по сравнению с 80-ми, он не рассчитан на дискотеки. Хотя если зайти на любую рэйверскую вечеринку - многие танцуют верхний локинг или заимствуют какие-то элементы из электрик буги. Люди танцуют без фантазии, а если ты хочешь научиться танцевать, у тебя должно быть творческое мышление, желание выдумать новые элементы. А представь как у Джанет Джексон выйдут несколько человек и будут синхронно рубиться пять минут до конца - ну это не танцы.

- Значит, в Москве довольно много би-герлс?

- Сколько я видел женщин, реально танцующих нижний брейк - все равно это не так смотрится. Это все из-за физиологии. Когда забежки они делают - задница висит. У них центр тяжести просто не там где у мужчин. А верха наоборот выигрывают. Так что девчонки в основном на верхнем брейке, а ребята на нижнем. Новаторство в рамках того же верхнего стиля всегда приветствуется.

- Кого из российских би-боев вы считаете профессионалами?

- Хороший показатель - ребята из Jam Style Crew взяли третье место на Battle of the Year в Германии. Хотя братья Мерзликины танцевали в группе Flying Steps и именно в составе этой группы они и победили.

- Какие фильмы о хип-хопе вы считаете культовыми?

- Культовые фильмы только старые. Beat Street 84-го года, Breakdance 1 и 2, выпущены в том же году, Wild Style 82-го года. Сейчас новых нет. Только видеоклипы сейчас популярны, во многих используется брейкданс. Элементы хип-хоп культуры во многих фильмах есть - тот же самый фильм "Ненависть", особенно там где черные районы - сразу показывают граффити. По большому счету Beat Street и Breakdance сняты на уровне индийских мелодрам. А есть культовый документальный фильм "Хип-хоп и его история", снятый в середине 80-х, когда был сильный подъем хип-хоп культуры в Америке. Затем был пик в 92-93 году, когда пошел подъем именно рэп культуры, которая стала существовать как бы отдельно от хип-хоп культуры. То есть в хип-хопе было искусство МС, которое позже превратилось в рэп. В одном из фильмов Everybody dance о разных направлениях танца Crazy Legs из Rock Steady Crew рассказывает, откуда что пошло. Какое-то движение, чтобы оно стало популярным, его нужно повторять постоянно - вот би-бои и делали одно движение постоянно и это переросло в подтанцовку. И оттуда и vogue появился, и потом Мадонна. И теперь вся наша эстрада пользуется подтанцовками.

- Существует ли противостояние old school и new school? Почему существует такая неприязнь между всеми командами?

- Тут дело не в old school и new school, дело в людях. Это все война амбиций, никакой войны стилей нет. В брейкдансе это вообще бессмысленно. Бывают "батлы", обычно бьются командами, никто не выскакивает на поле боя с бейсбольными битами, при помощи танцев выясняют, кто лучше. Бывают и официальные соревнования, Экстрим в прошлом году, например. Это было устроено роллерами, судейство еще то было: людям просто сказали, кто какое занял место, а они никогда не танцевали в этих стилях и даже не выходили на сцену. Если в этом году нас пригласят, конечно, будем участвовать. А так, что стремиться из грязи в князи. Нам и в грязи неплохо. Сидим в своем болоте, порой вылезаем на вечеринки, себя показать, на других посмотреть. Но нет уважения между московскими танцорами по отношению друг к другу.

- А сами кого уважаете в Москве?

- Многих бывших танцоров, которые сейчас отошли от этого: Нуждин, Михайлов, Борис Бахматов. Из танцующих на сегодняшний день - Топор из Da Boogie Crew. Остальные я не знаю как танцуют. Многие сидят по домам, может быть гораздо круче тех, кто себя активно промоутирует, и не бывают ни на каких акциях. Порой и сам узнаешь о событии из десятых рук и после того, как оно прошло. Нет никакой информации. Подростки просто смотрят то, что крутится на ТВ, просто не имея больше никакой информации и по клипам учатся танцевать. В основном в школе идет общение между нашими учениками и они нам приносят новости. Если они это не бросят, это не загниет. Все это может развиваться только благодаря им. Хотя в свое время поэтому и заглохло движение брейкданса в России - никто не двигал хип-хоп культуру, очень мало освещалось в СМИ. Тебя не запрещали, но в тоже время не разрешали.

- А Влад Валов двигает хип-хоп культуру?

- Валов пытается поднять все это дело, но нужно не только в направлении рэпа копать. Надо делать это всеобъемлюще, надо двигать это с разных сторон. Многие фестивали раньше люди проводили в убыток себе, потом становилось легче, а потом появляется прибыль. В прибыль же себе когда делаешь, то в тоже время получается в убыток по отношению к тебе. Сейчас брейкданс хип-хоп культура пытается поставить на бизнес. Просто на хип-хопе можно делать деньги и люди начинают делать деньги. Не хотят ничего вкладывать, ничего проводить, просто хотят получать деньги. Хотите фестиваль - а сколько мы с этого получим? Бога ради, какие доходы, двигать надо хип-хоп культуру. И вторую волну хип-хопа в России можно точно также загасить, как и первую. Здесь никто не хочет ничего развивать - все хотят деньги, деньги, деньги. Влад он двигает это дело, но надо шире охватывать, тогда будет больше движения.

Медведковская шпана
Кристина, Наташа, Крыж, Сергей

- Наша команда еще только появилась, у нас даже нет своей программы. До этого Кристина с Наташей учились у B.People, танцевали вдвоем как Moby Dance, выступали в клубах. Сейчас мы просто занимаемся на улице, около кинотеатра на Бабушкинской. Прямо на улице разложили оргалит, местные ребята выносят магнитофон, почти каждый вечер часиков с семи мы начинаем тренироваться. Мы туда приезжаем, мы там не живем. Как-то услышали, что есть такая тусовка в Медведково и стали туда ездить. Там просто объединились ребята, которые любят потанцевать и им некуда пойти. Чисто как в черном районе. Такая же тусовка есть в Отрадном, может быть где-нибудь еще. На Юго-Западной был как-то хип-хоп джем днем на улице, там были и би-бои, и графитчики, и ди-джеи. В Москве очень много молодых начинающих танцоров, правда их не видят и о них не говорят. Хотя среди них есть люди, которые танцуют прилично. А "старики" об этом ничего не хотят знать, о молодых не говорят, значит, их как бы и нет. А недавно в ДК МАИ была тусовка, на которой, к счастью, не было "стариков" с их вечными ухмылками. И вышел 12-летний пацанчик, который не учился ни в каких танцевальных школах, и все были в шоке - так классно он танцевал! А порой люди, которые слабенько танцуют, сразу тушуются и стесняются выходить в круг, если ты танцуешь лучше их. И так постоянно было в клубе "Гетто". Все приходили и просто смотрели, как танцуют Da Boogie, никто не рисковал быть осмеянным. Бывает, люди пытаются затеять соревнование, но чаще все такие зажатые - и чуть ли не убегают от смущения. Мы в тусовке стараемся даже не говорить, что где-то выступали, чтобы это не выглядело, будто мы зазнались. Беда нашей хип-хоп культуры, в том, что каждый сам за себя. Хочется иметь такой журнал, в котором бы не было пропаганды одной определенной команды, была бы объективная информация и об old school, и об new school. Мы уже сталкивались со стариками и у нас уже выработался иммунитет, а у молодых еще нет и хочется помочь им.

- Хотя я лет пять занимаюсь танцами, я бы не стал соревноваться с теми же Da Boogie. Просто я не хочу все это слышать: "Я вот занимаюсь уже 11 лет, а что ты за лох, кто о тебе вообще знает... Да, я представляю, как ты танцуешь..." и тому подобное.

- Почему в Москве нет черных би-боев?

- В Москве вообще черных мало, поэтому и танцоров нет. Их вообще тут их бедненьких травят. К нам приезжают не рэперы, а те, кто хочет учиться. Может быть у меня наивное представление о неграх, которые танцуют, но мне кажется, что они друг другу помогают, делают все с душой и не стесняются делиться своей радостью с другими. Они как-то проще. Если идет соперничество, то только показное во время "батлов" на оргалите, но вне его, на тренировках, люди не жадничают и делятся свои опытом. А наш учитель как-то нам сказал: "Это моя фишка и я ее вам не покажу". Я считаю, что любое начало должно приветствоваться, каким бы оно ни было. Если человек хочет учиться - ему нужно помогать.

- Вы танцуете под русскую хоповую музыку?

- Вообще нам больше нравится танцевать под раггу, а русской рагги нормальной нет. У нас люди читают рэп по-настоящему, но танцевать под него невозможно - его лучше слушать, чем танцевать. Очень часто люди, которых называют рэперами, заимствуют только внешние атрибуты: широкие штаны, балахоны, бейсболки, ну, купили кассету Onyx, и считают себя рэперами, но они не читают рэп и не танцуют. Просто они в этой культуре, потому что слушают эту музыку. Я считаю, что каждый должен учиться что-то делать.

Питерская мафия
Балтийский Клан
MC FOOX

- Вначале хочу сказать, что "рэперами" далее я буду называть именно самих исполнителей и музыкантов, а тех, кто просто слушает эту музыку (мы, кстати, долго выясняли друг у друга: музыка этот самый рэп или нет? Выяснили - музыка) и носит широкие штаны - поклонниками.

Так вот, каждый санктпетербургский широкоштанный поклонник рэпа, даже если он еще под стол пешком ходит, знает, что родина рэпа - Санкт-Петербург. Это аксиома и обсуждению она не подлежит. Сами рэперы добавляют при этом, мол, да, так и было, и зародился он во времена царя Гороха, по России тогда полз ледник, носились стада мамонтов, спичек еще не придумали, что лишний раз доказывает, что рэп изобрели не негры, так как негры в холоде не живут. РЭП - это Русская Этническая Поэзия.

Также, поклонники знают о том, что в Питере существует только одна рэп-организация: так называемый Балтийский Клан, который еще называют "баклан" или еще проще: "бэ-ка". Впервые это словосочетание появилось на обложке сборника питерского рэпа, вышедшего в 1997 году на "КДК - Рекордс". Содержала эта кассета домашние записи (то есть выполненные на двухкассетниках) самых известных на тот момент рэп-исполнителей Санкт-Петербурга. Ну, а поскольку у всех парней и девчонок, работавших над сборником, отношения великолепные, то и решили объединиться в "тусу" под этим названием.

Изначально БК состоял из девяти боевых единиц способных выступать где угодно, на каком угодно аппарате, и выпив какое угодно количество спиртного. Имена тех, кто стоял у "истоков": "С.Т.Д.К.", "Темные Личности", DJ В.Л., "Каждому - Свое", "Ответная Реакция", "3-Пи", "Перегрев", "Черный Снег", Фукс. Вот именно с этих деятелей все и началось, а на данный момент в БК работают около тридцати команд и отдельных исполнителей, то есть практически все, кто читает на территории Питера. Московский алкоголик и главный тусовщик Мани-Майк также входит в БК, являясь пока что единственным иногородним участником коллектива.

Появление Балтийского Клана являлось актом самообороны рэп-групп от всевозможных любителей чужих денег (типа Хип-Хоп Центра, который был вынужден вскоре закрыть свое питерское отделение. Я знаю, что они и в Москве конфликтовали с подавляющим большинством исполнителей). Дело в том, что продюсеры в пятимиллионном городе Питере не проживают со времен Ледникового периода - вымерли вместе с мамонтами. Так вот, за полгода своей деятельности Балтийский Клан сделал для развития рэп-музыки в Питере больше, чем все кто с этим работал за последние пятнадцать лет вместе взятые. Судите сами: выпущено семь кассет, прошли три гала-акции в клубе "Candyman", БК провел пятидневную (!) акцию под открытым небом на День Города, группы Балтийского Клана выступали на одной сцене с известнейшей американской командой Run-DMC, на "Радио-Рекорд" идет еженедельная передача о рэпе и, в общем, происходит еще много всяких других приятных вещей типа постоянно возникающих в разных местах города вечеринок и концертов.

О Балтийском Клане между поклонниками ходят слухи и легенды, одна из самых распространенных заключается в том, что есть у этой организации устав. Ложь! Никакого устава нет. Равно как нет эмблемы, списка членов, руководства и прочих никому не нужных мелочей. Любые спорные ситуации решаются на сходке команд, хотя, при такой анархичной структуре, конфликты возникали только в случаях "он у меня девушку увел, пока я на другую смотрел!" и решались очень быстро. Вообще, я первый раз столкнулся с ситуацией, когда при количестве народа в тусе, колеблющемся в районе ста человек, никаких внутренних трений не возникало (тьфу-тьфу). Конкуренции между исполнителями нет, так как все понимают, что времена соревнований под девизом "Кто лучше сворует у западной группы музыку" канули в лету, и каждый сейчас стремится сделать что-то свое, ни на кого не похожее, что, в принципе, удается. В общем, Балтийский Клан - это просто общее название для питерских, и не только, рэп-команд.

Батька с Первомайки
Шашин А.Б.

- Наконец-то, в Питере возрождается брейк. Это не значит, что его до сих пор не было. Брейкеры постоянно собирались в разных точках - протирать кроссовки и фанерные листы, а маститые Jam Style показывали класс и на международных фестивалях далеко за пределами Северной столицы. Просто в хип-хоповский клан постепенно вливаются новые силы (Спецэффект, Клинч-Мастер и другие). Свою роль в усилении интереса к хип-хопу в Питере сыграли брейк-фестивали "Майская тусовка 96, 97, 98". Со всего города собирались танцевальные команды и бились на сцене Первомайки в течение двух дней. Публика и ДК стояли на ушах. FOOX стал постоянным ведущим фестивалей. Выступали и гости: ДА-108, A-TONE, Невский бит, ДЭЦО и танцоры-профи, которые также сидели в жюри. На последней "Майской тусовке'98" было 25 команд от 10 танцевальных школ города. Во время фестиваля развернулась полемика, как сохранить первозданность и чистоту стиля, как соотносить old-school и new-school, локинг, брейкинг, буги и т.д. Выявились лидеры среди школ танца: "Экипаж" (ABS), "Чёрные улицы" (Артемий), "Терра-Мобиле" (Михеенко В.). Планируется проведение подобных соревнований в январе и мае 1999 года. Подробности о питерском фестивале на странице в Интернете http://www.catboy.com/firstmay/

Питерские паханы Jam Style Crew
и московские крутые Da Boogie Crew

- Что произошло в нашей хип-хоп культуре интересного за последний год?

- Россия отличается тем, что хип-хоп в ней практически не развит. У нас есть свое специфическое видение хип-хопа, отличное от Влада Валова и от Moby Crew, но у нас - позитивный заряд и это главное. Интересных для нас акций здесь нету, есть только за рубежом: международный чемпионат в Германии Battle of the Year, любые Zulu Nation, Anniversary Rock Steady Crew, чемпионаты би-боев на Западе. Один раз мы устроили интересную акцию в России - привезли европейских звезд брейкданса Flying Steps. Все остальное нам менее интересно. Рэпом мы абсолютно не занимаемся и не интересуемся. По рэпу, кроме глупых рэп-фестивалей, потакающих такому гнусному явлению как гангстеризм, ничего не было в России. В очень глупой, детской, смешной форме. Мы в этом не принимаем никогда участия.

- Но ведь вы участвовали в конкурсах граффити?

- В России конечно были конкурсы граффити, но опять же уровень российского граффити сильно отстает от того, что мы видим на Западе. У нас же есть своя программа на станции 106.8 - FreeStyle, вечером по воскресениям, стараемся давать более-менее объективную информацию по хип-хопу в России и за рубежом. Мы не акцентируем, что это хип-хоп, мы вообще эту музыку стрит-бит называем. Хип-хоп уж просто очень загаженное слово, когда люди слышат хип-хоп, они говорят, нет, нет, с рэпом я не хочу иметь дело. (Благодаря таким людям как Валов.) Поэтому мы называем себя би-боями и нашу музыку - стритбит. В ней очень много стилей - фанк, электрофанк, джазфанк, стритбит, батл, брейкбит. В основном, это ломаный ритм. Jam Style Crew вместе с Da Boogie Crew на сегодняшний день является единственной хип-хоп командой в России. Мы объединились вместе для проекта FreeStyle. Мы представляем граффити, брейкданс и чисто танцевальную хип-хоп музыку. Все, что было до нас, это было шайзе. Даже любительских практически нет аналогов, которые бы объединили столько направлений. Freestyle - это не только танцевальный, но и музыкальный проект. Матрац, по причине очень хорошего врожденного музыкального слуха, видимо, будет солистом. Это будет разноплановая музыка с русскоязычными сэмплами, рассчитанная на наш рынок, и очень удобная для танцев. Такой электро-хип-хоп, такая же музыка как у Грува, только хоповая. Вы увидите: наша музыка заменит всю техно музыку в России. В случае чего, все валите на Мерзликина старшего, чтобы нам опять лица не помяли. Ха-ха-ха.

- Где можно научиться танцевать брейк?

- Этой осенью мы откроем большой би-боинг центр в Москве. Если мы что-то откроем под своей эгидой - это будет стопроцентное качество. Достаточно одной хорошей школы, чем по всем городам много плохих. И лучше это сделать в Москве - весь шоубизнес сейчас здесь. Jam Style решили перебраться в Москву и иметь здесь хороший зал для тренировок, и быть инструкторами по брейкдансу. Хорошо заниматься, когда приходишь в зал и видишь постоянно разные лица. Получаешь заряд энергии от молодых. А молодые будут получать наш старый опыт.

- А откроется ли клуб "Гетто"?

- Наш клуб "Гетто" в Новокосино будет опять работать с нового сезона. Правда, это не совсем клуб и не совсем развлекаловка. Это не место для клубных вечеринок, это место, куда приходили би-бои, лежал оргалит, играл ди-джей и горел свет. Никого не развлекали - приходили люди потренироваться, зарядиться энергетикой, увидеть, что ты не один. Это было раз в неделю с 3 до 8 часов вечера. Там всегда были люди, на которых можно было посмотреть и показать, что ты сам умеешь. С 86 года произошел огромный скачок во всем - танец так сильно изменился, это просто день и ночь. Он все время развивается и прогрессирует с большой скоростью. С каждым годом, какой бы ты ни был хороший танцор, ты все время отстаешь от мирового уровня и тебе все время нужно догонять и догонять. И потом в Европе, там варево, люди в этом живут, Америка подкидывает новые идеи, ничто не стоит на месте.

- Кто кроме вас пропагандирует хип-хоп?

- Есть люди, да. Влад Валов занимается рэпом. Ну, это просто срубание денег с наивных подростков. Он пропагандирует это так, что после него хип-хоп в России все будут воспринимать как рэп, хотя это всего лишь одно из ответвлений хип-хоп музыки. Нам будут говорить - вы танцуете рэп. Это ужасно. Им взято одно профилирующее направление - рэп - в самом убогом, гадком качестве, которое вообще можно представить. Русский рэп - это грязь за редким исключением. Можно по пальцам одной руки перечесть, кто делает качество. Все остальное - это настолько убого. Люди живут в каком-то своем непозитивном подпространстве. Самое интересное, что хип-хоп изначально - это позитивная культура. Хип-хоп родился как противовес насилию, наркотикам, всякой грязи и быдланству любого гетто. Потому что у нас в Москве любой спальный район - это тоже гетто. Люди путем интересного молодежи творчества пытались уйти от этого. Это действительно интересно молодежи. Потому что школа, все эти кружки и ДК убивают интерес творчески развиваться. Все эти чиновники, эти женщины бальзаковского возраста с пухлыми грудями душат любое живое начинание. Вот я вчера заходил в такой дом творчества. Сидит стерва, которая говорит: "Нам этот брейкданс не нужен, у нас академическое направление, только девочки у станка." Это все убивает и давит в молодежи желание развиваться. А хип-хоп дает ему шанс. Подросток ничего не умеет - он желает как-то выделиться из толпы. Пожалуйста, граффити, ты рисуешь, ты оставляешь свои мессиджи. Брейкданс, ты танцуешь, ты самовыражаешься, так крутиться, это вообще уму непостижимо - все завидуют. Музыка и так далее, это настолько дает respect молодому человеку! И это все было позитивное. Потом пошло дерьмо, влили во все это деньги и появилось такое направление как гангста рэп. Это самые легкие деньги - понтоваться, пальцы веером, изображать из себя гангстеров, читать рэп. Нам это неинтересно, мы живем вне этого. Это обречено, русский рэп уже столько лет пытается развиться и нет ни одного проекта, который бы поднялся выше того андерграунда, где находится сейчас, выше одного бесплатного выступления в год на местечковом рэп-фестивале.

- Как давно существует Jam Style?

- Jam Style Crew образовалась в 1993 году, до этого мы танцевали по разным коллективам, кто-то с 86 года, кто-то с 88-ого. Достаточно много лет мы отдали, просто мы не бросали танец, а работали профессионально. Те же Богдан Титомир и "Кармен" копировали наши движения, все равнялись на нас - и в подтанцовках и во всем. Никогда не было таких подтанцовок до нас в России, никто даже не знал, что можно сделать танц-шоу на сцене. Высокий уровень Jam Style подтверждает и персональное приглашение на Battle of the Year - с оплаченным проездом и проживанием - мы в ноябре поедем на очередной чемпионат. Еще в 96 году нам ничего не оплачивали, а теперь нас ценят. В этом году было соревнование би-боев в Петербурге на роллерном фестивале Street Fest, был "батл" между Jam Style и молодыми танцорами второго-третьего поколения - их всего-то две команды неплохого уровня, всего 6 человек танцоров. Реально у нас в стране соревноваться некому и не с кем. Например, в Германии за право представлять страну на BOTY, в отборочном туре соревнуются 50 команд. У нас это невозможно. Пытаются многие танцевать, но молодежь такая бестолковая и все пытаются сразу зарабатывать деньги. Это губит. Когда я начинал в 86-ом году, я не знал, что такое деньги, все было на фанатизме и на энтузиазме.

- Раньше все учились танцевать по фильмам типа Street Beat, а теперь?

- Существует много профессионального видео после каждого чемпионата. У кого есть возможность смотреть VIVA, MTV, MCM, могут видеть постоянно новые клипы с брейкдансом. Мы живем вне этого информационного пространства. Да и шоубизнес у нас по особому построен, хип-хопом все шоубизнесмены еще пока боятся заниматься в России. Особенно осторожно отношение к танцевальной программе. Да, песни это хорошо, хиты это хорошо, а танцевальных стуктур шоубизнеса нет как таковых, только разве что балет. Ты поешь - тебя продают, ты танцуешь - нет. А, к примеру, в Америке выступление знаменитых Rock Steady Crew стоит 50000$. Мы сами знаем, поскольку работали в Германии, что танцоры брейкданса стоят в 2-3 раза дороже, чем стриптизеры. Теперь это стало модно - и люди выкидывают по 20000$, чтобы у них в клипе станцевала брейкданс группа.

- Кого из существующих ди-джеев в хип-хопе вы считаете профессионалами?

- Топор. Не считая нашей команды (Da Boogie), питерские ди-джеи Штакет и LA. Они играют по маленьким клубчикам типа Грибоедова.

- А из молодых граффитчиков?

- Никого. Те же Moby Crew, они не умеют рисовать абсолютно. Это наше субъективное мнение, пускай они обижаются. Это люди, которые разводят много понтов, пытаются раскрутить имя и заработать денег. Чтобы чего-то добиться, для этого надо отдать годы. Если ты гонишься за деньгами, то ты не станешь ни крутым граффитчиком, ни танцором.

- А к B.People вы как относитесь?

- Я даже не знаю такого коллектива. (Заметьте, один мальчик громко рассмеялся).

- А есть ли в России черные танцоры?

- У нас вообще чернокожих мало в России, поэтому их и нет. А во-вторых, честно говоря, брейкданс - это не черная культура. Лучшие танцоры брейкданса в мире - это, конечно же, белые. Battle Squad, Rock Steady Crew. Негров нет ни одного знаменитого танцора, потому что они все ленивые. Брейкданс требует слишком много усилий и тренировок, это для них слишком. Вот почему мы не хотим ассоциироваться с рэпом. Мы идем по Арбату и нас дразнят - "негропоклонники". Мы себя ни в коем случае не относим к поклонникам рэпа. Брейкданс - это международная культура. Crazy Legs - латиноамериканец, Storm -поляк, во Франции есть много классных арабов. Мы не негропоклонники! А рэп - это чисто негритянская культура.

Коньковская банда
MOBY CREW
Михей, Mandor

- Команда существует уже второй год. Обычно мы занимались граффити, а сейчас ушли в промо-деятельность: организации уличных фестивалей, публикации в "Птюче". На радио "106.8" была в свое время рубрика, посвященная граффити... Зимой неподходящие условия для рисования: холодно, руки замерзают, а зародилась наша команда зимой, просто было множество идей, а для рисунков мы могли подтянуть человека со стороны. А потом мы сами попробовали, съездили в Европу, посмотрели, как у них с этим. И поняли, что мы как команда тоже можем рисовать, а дальше мы стали давать это делать другим людям под нашим крылом.

- То есть вы занимаетесь только граффити и его популяризацией?

- Да, и еще раскруткой и освещением граффити в Интернете. На нашем сайте есть материалы не только о граффити, но и музыкальный раздел, рубрика о нас, новости...

Также мы подбиваем многие московские и подмосковные команды участвовать в различных фестивалях. Граффити мы не отрываем от хип-хоп культуры, там есть и другие направления: тот же танец, ди-джеи, МС. Все это завязано в общей культуре, но нас больше всего интересует граффити. В нашем комьюнити есть команда из четырех би-боев, которые танцуют под нашим лэйблом. В ближайшее время хотим замутить свое маленькое печатное издание DaUnity, просто объединить несколько команд и рассказать о себе с рисунками.

- В чем причина того, что все команды противостоят друг другу?

- Ответить сложно. Думаю здесь не столько творческие причины. Хотя недавно в Москве был достаточно серьезный конфликт между двумя командами, когда они портили друг другу рисунки, не поделив место в Москве. Этот конфликт еще не разрешен, кстати. Color G-Squad и Uptown Moscow Crew на Войковской. То есть штатовский вариант борьбы между кварталами проник к нам. А между командами с большими именами идет чисто коммерческая война, война за лучшее место под солнцем.

- А кто главный коммерсант в хип-хопе? Влад Валов?

- Влад - это old school, мы не особо стараемся залезать на его "территорию". У них своя сцена, у нас своя. Они больше рэперы, а мы более молодая сцена. Нам не по возрасту ссориться с Валовым. В их огород я камни кидать не буду. Ребята работают уже больше 10 лет, для нас они, конечно, не боги, но все-таки это old school.

- А new school существует в Москве?

- Новая волна существует, конечно. Особенно в граффити появилось много команд, которым не более полутора лет. Рэп-группы тоже все время возникают новые, уже существует несколько объединений помимо Хип-Хоп Центра: Северо-Атлантический Союз, Балтийский Клан, УХХА и т.д. Есть просто молодые организации, ну не new school, но молодые. У молодых меньше опыта, конечно, но мы больше открыты для новых идей и веяний. Многие молодые ребята видят современные клипы и совершенно по-другому воспринимают эту культуру, через другой образ. Просто у них нет возможности поездить по свету, узнать историю, и они воспринимают это по своему. В этом и есть отличие от old school - те просто консервативней ведут себя, немножко посолидней. Что касается граффити, то в Москве old school - это2-3 человека, Баскет, Борода, остальные приезжают из Питера и Риги. Все остальные - это молодая волна, некоторым командам уже по 4-5 лет, но большая волна пошла именно с прошлого года.

- А Da Boogie к какой относятся?

- Они со всеми повздорили из old school, и они игнорируют всех, и их - все. Они попали в какой-то вакуум, у меня такое ощущение. С одной стороны они для молодых ребят просто старые, а с другой стороны они для old school - просто щенки. Их по-разному обзывают, начиная от "наглецов" и заканчивая "барыгами". С другой стороны, они правильно подошли - они включили коммерческую жилку. И им давно все завидуют, половина шума вокруг них идет из-за зависти - ведь у них и магазин, и клуб, и передача на радио. Просто они работают в разных направлениях, у них получаются многие вещи, они могут и себя показать и заработать на этом деньги. И у нас то же самое начинается - вот мы провели молодежный фестиваль в "Эльбрусе", ни копейки на этом не заработали, но нас уже тоже дразнят барыгами.


Материал взят из журнала ПТЮЧ №10 1998 г  
 
Up

 



Street Life, ICQ: 330318
© 1999-2003